gototopgototop

Новости

 
 

«Расскажите детям о войне…»

В преддверии великого праздника, Дня Победы, хочется поделиться опытом проведения бесед с детьми старшего дошкольного возраста на темы, касающиеся Великой Отечественной Войны. Занятия я начинаю с одного из своих любимых стихотворенийВ. Степанова «Рассказ ветерана», предлагаю детям нарисовать в своем воображении картины, которые им подскажут слова поэта.

 

Читать подробнее...

 

 

Выступление психолога Кудло Ирины Казимировны о проблемах воспитания

 Выступление психолога Кудло Ирины Казимировны о проблемах воспитания

 

Диалог, которому четверть века

   «Лаз, два, тли, четыле, пять!» – громко считает девочка в розовой шапочке с большим помпоном. На вид крохе не больше трех. Отец несет ее на руках по старинной улице города. «Умница, а здесь сколько окошек?» – указывает он на одноэтажное строение. «Какой дом выше: левый или правый?».

   Такие разговоры-тренинги в порядке вещей для семей, отдавших детей на обучение в центр творческого развития «Диалог». Сегодня в гостях у «ГИ» — директор центра Галина Викторовна ХАБОТИНА и ее заместитель, доктор педагогических наук, профессор Татьяна Аникеевна АНТОПОЛЬСКАЯ.

   – Не только родители, но и ученые высказывают противоположные точки зрения на раннее развитие детей. Одни убеждены, что ребенка нужно интенсивно развивать с первых дней жизни или даже  с  внутриутробного периода. Другие настаивают, что ускоренное развитие интеллекта и физических способностей неизбежно влечет за собой отставание в  социализации и сфере эмоций.

   Галина Хаботина: 
   – Лишать ребенка детства – это не к нам. Мы возвращаем то, что  украдено   информационным обществом. Гаджеты, рано попавшие в руки малыша,  обедняют общение с родителями  и сверстниками. Задача раннего развития –  восстановить коммуникации ребенка без перегрузки  информацией, не соответствующей  возрасту.
   В последние десятилетия среди воспитанников становится больше детей с гиперактивностью, аутизмом, задержкой речи и психического развития. Чем раньше родители прибегают к  профессиональной коррекции проблем, тем ощутимее  результат.  Нужно готовить малышей и к детскому саду. Резкий отрыв от семьи и погружение в среду чужих людей с непонятными для ребенка правилами  – большой стресс для неокрепшей психики. В «Диалоге»  деток двух с половиной лет обучают поведению в группе, необходимым навыкам самообслуживания.
   – В частных центрах детского развития наиболее востребована подготовка к школе. Почему так сложилось, ведь детсады учат воспитанников чтению, счету и письму, да и сами школы занимаются подготовкой  дошколят?
   Татьяна Антопольская: 
   – Первокласснику важно иметь высокий предстартовый порог обучения.  Представьте картину, когда  ребенок, не умеющий читать и считать, на первом уроке открывает учебник, в котором написано: «Прочти и выполни задание». Такой пробел в знаниях трудно восполнить.  В глазах класса нечитающий ребенок сразу становится гадким утенком со всеми вытекающими последствиями.  Если малыша обучили грамоте в домашних условиях,  ему трудно привыкнуть к школьной дисциплине, к тому, что в течение урока надо 35 минут спокойно сидеть за партой и сосредоточенно воспринимать информацию.
   Среди обучающихся в «Диалоге» больше половины детей посещают детский сад. Там воспитатель должен одновременно донести материал до 30 разных по интеллекту маленьких учеников, и хочешь не хочешь  приходится ориентироваться на средний уровень.  В «Диалоге»  есть группы, нацеленные  на  подготовку в гимназии, лицеи и в  обычные  школы.  Отдельное направление –  дошкольная подготовка  детей с интеллектуальным отставанием. Их родители борются за  шанс ребенка  избежать  коррекционной школы. У многих  это получается.
   Центр использует разнообразные учебники для дошкольников, включая   экспериментальные. Например, пособие Нины Салминой «Учимся думать», право использовать которое выкупил Израиль. Есть собственные уникальные пособия, в которых объединены лучшие разработки российских и зарубежных коллег.  
   – На запрос о курских центрах развития детей интернет выдает 52  организации, разбросанные по всему городу. Как ориентироваться на этой «ягодной поляне»?
   Татьяна Антопольская: 
   – Ягод много, да не все полезные.  Например, некоторые предприимчивые  люди центром развития именуют отдельную комнату, где под присмотром взрослых играют  дети от 1,5 до 7 лет. Там нет системы, нет учета возрастных особенностей, воспитателями часто подрабатывают студенты.  Однако в городе есть семьи, которые  ищут, где подешевле и поближе к дому, не обращая внимания, есть ли у центра лицензия и соответствуют ли его условия работы предъявляемым требованиям к таким учреждениям.
   – Какие запросы у родителей к обучению детей?
   Татьяна Антопольская: 
   – Бывает, приходит мама  и говорит: «Дайте мне чтение, счет и  рисование, а остальное не нужно». Как будто в магазин пришла. Ведь воспитывать и обучать надо в комплексе.   Дошкольник может посещать 12 занятий или 6 занятий в неделю, но они  дополняют друг друга. Чтобы добиться полноценного усвоения нового знания, одну и ту же тему проходят и на развитии речи, и на музыке, и в изобразительной студии. Большую роль играет среда: дети с теми же интересами, игрушки, методические пособия, даже праздники – часть   образовательного процесса. Ребенку, особенно если он не ходит в детский сад, надо научиться выступлению перед большой аудиторией: спеть, станцевать. У нас есть специальный курс «Социализация и жизненные навыки», призванный дать представление ребенку  о жизни в большом мире: как вести себя в магазине,  больнице, что делать, например, если начался пожар.
   – Центр стал победителем регионального этапа Всероссийского конкурса «Лучший социальный проект в области дополнительного образования 2016 года»,  и  теперь представляет регион на федеральном уровне.
   Галина Хаботина: 
   – Проект называется «Диалоги с семьей в «Диалоге». Раннее развитие ребенка без участия  родителей невозможно. Многие годы мы работаем над вовлечением семьи в образовательный процесс, используем проверенные мировые методики, разрабатываем и апробируем свои. Когда родители сдают чадо в центр, как в камеру хранения, не смотрят, готовилось ли оно к занятию и меняло ли учебники в ранце,  происходит пробуксовка. В итоге – невысокие  показатели педагогической диагностики. Чтобы малыш  усвоил новый материал,  ему надо повторить его не менее 12 раз. Это – особенность дошкольного возраста. Поэтому после окончания занятий педагоги рассказывают мамам и папам, что изучали дети и как эти знания закрепить дома – в игре, в разговоре. Специально для родителей мы проводим обучающие занятия,  мастер-классы, организуем  семейный досуг для культурного развития и общения, например,  посещение  галереи Дейнеки,  поездки в заповедник имени Алехина, музей Плевицкой.  
   – Изучение иностранных языков, занятия с психологами и  логопедами, дошкольная подготовка, так называемое  репетиторство, когда школьника подтягивают по какому-либо предмету,  подготовка к ЕГЭ  –   все  это профиль  «Диалога».   Планируете ли что-нибудь новенькое?
   Галина Хаботина:  
   – В мае прошлого года ввели в эксплуатацию новое здание, что дало возможность оборудовать дополнительные кабинеты и актовый зал, значительно увеличить спортивный зал. Первой ласточкой расширением профиля стало восстановление работы с подростками. Ведь в 1992 году «Диалог»  начинался не с дошкольников, а с детей среднего и старшего возраста. Тогда мы организовали общегуманитарный колледж по изучению предметов, которые не преподают в школе – психологии, журналистике и другим. Сейчас открыли многофункциональный досуговый клуб «Уникум», где подростки  на высоком уровне овладевают английским (в программу входят встречи с носителями языка и стажировка за рубежом),  изучают тенденции современной молодежной музыки, проходят курс подготовки лидеров, получают хорошие навыки общения с различными типами людей.
   «Диалог» тесно сотрудничает с КГУ и Курским институтом развития образования, приглашает на работу талантливых выпускников психологов, педагогов, переводчиков.    Дошкольной подготовкой руководит Ольга Юрьевна Байбакова, заведующая кафедрой начального и дошкольного образования КИРО. Профессиональный уровень преподавательского состава «Диалога»  сопоставим не с детским садом или  школой, а с вузом: из 35 преподавателей – 5 кандидатов и один доктор наук.  Сирот и детей-инвалидов обучаем бесплатно, предоставляем  льготы  социально необеспеченным  семьям.  
   – Кто посещает центр?
   Галина Хаботина:  
   – Около 60% обучающихся – из семей предпринимателей, приводят детей  врачи, педагоги, чиновники, а также крупные бизнесмены и политики.
   – За четверть века  деятельности  прослеживал ли  «Диалог» успешность выпускников?
   Галина Хаботина: 
   – Недавно сын Татьяны Аникеевны Антопольской закончил школу, и она пошла  в драмтеатр на бал медалистов. Звонит оттуда и говорит: «Галина Викторовна, половина ребят – наши». Не удивительно. Мы любим детей и любим то, что делаем.

Автор: Наталья СКОЛЬЗНЕВА

Газета «Городские Известия» № 3982 от 16 марта 2017

http://gikursk.ru/paper/3982/15817/


 

 

Все начинается с «Диалога»

   В центре города на улице Уфимцева, 6 «а» стоит небольшой старинный дом. Ежегодно его посещают почти 600 детей. Здесь расположен центро творческого развития «Диалог». Его первые выпускники сегодня уже стали мамами и папами и не по одному разу. Теперь они сами приводят своих малышей в «Диалог».

   Почему куряне выбирают именно этот центр для подготовки детей к школе и дальнейшего обучения, нам рассказала его руководитель Галина ХАБОТИНА.

   – Центр был открыт в 90-х. Трудно быть первыми?

   – Конечно. В России была сложная экономическая ситуация. Многие лишились работы, закрывались детские сады. В Курске не было негосударственных образовательных учреждений. Когда я начинала заниматься центром, мало кто верил в успех этого дела, но уже 23 года «Диалог» помогает родителям раскрывать способности их детей, воспитывать и готовить малышей к школьной жизни.

   Я стараюсь за сложностями рассмотреть новые возможности, потому что только так можно двигаться вперед. С гордостью могу сказать, что в прошлом году в подтверждение многолетней качественной работы наш центр получил бессрочную лицензию.

   – Галина Викторовна, почти все родители хотят, чтобы их ребенок вырос и стал успешным, счастливым человеком, и стремятся к тому, чтобы сын или дочь получили хорошее образование, сумели раскрыть свои творческие способности, обрели друзей…

   – Вы назвали очень важные компоненты развития гармоничной личности. Но не это главное. Умение строить диалог в самом широком смысле: с родителями, учителями, одноклас­сниками, а в будущем – с коллегами и в своей семье – это важная черта характера, которую можно и нужно формировать, потрясающая способность человека. Именно она позволяет находить выход из самых трудных ситуаций, получать поддержку, стимул для поступка, принятия решения. Ведь человеку, даже самому маленькому, особенно важно, чтобы его услышали и непременно поняли.

   Научить ребенка общаться, жить в коллективе, понимать свои желания, слышать собеседника, найти любимое увлечение могут и родители, а помочь им – профессиональные психологи, педагоги, логопеды, музыканты, художники. Все начинается с диалога. Поэтому наш Центр творческого развития получил свое говорящее название – «Диалог».

   – А чем, с вашей точки зрения, объясняется популярность центра?

   – «Диалог» – это семья, большая и дружная. Мне удалось собрать прекрасную команду профессионалов. Я горжусь тем, что большинство педагогов работают в центре очень давно. С первого дня со мной доктор педагогических наук, кандидат психологических наук, профессор кафедры психологии КГУ, заместитель директора Т.А. Антопольская. Вместе с ней научные основы «Диалога» заложил доктор педагогических наук А.Н. Ходусов. Развивают идеи центра кандидат педагогических наук, завкафедрой дошкольного и начального обучения КИРО О.Ю. Байбакова, педагог-психолог высшей категории, руководитель психологической службы И.К. Кудло, учителя-логопеды высшей категории – авторы собственных коррекционных программ, имеющие большой опыт практической работы, Э.В. Болгак, И.А. Понамарева и И.В. Милых. В коллективе более 30 педагогов, и каждый блестяще делает свою работу. Финансовые дела ведет главный бухгалтер профессионал с большой буквы М.А. Семёнова. С приходом менеджера О.В. Хмелевской жизнь коллектива стала более организованной, упорядоченной и в то же время яркой, разнообразной. Кроме того, все они обладают личностными качествами, которые я больше всего ценю в людях, – искренность, открытость, доброту и ответственность.

   «Диалог» – единственная в Курской области организация, которая стала экспериментальной площадкой Российской академии образования. С участием ее представителей по инициативе центра десять лет назад был впервые организован научный семинар для педагогов дополнительного образования области, который теперь проходит каждый год. Благодаря сильному педагогическому составу, увлеченности людей своим делом, их преданности педагогике наш коллектив создает прекрасные традиции.

   – Регалии педагогов, конечно, важны для родителей. А что ощущают дети, когда сюда приходят?

   – Любовь, заботу, ласку, внимание – как в хорошей, дружной семье. У нас дети – центр вселенной. Здесь все для них. «Диалог» открылся в помещении ХIХ века, которое по-прежнему остается самым любимым для всех поколений воспитанников. В ХХ веке была сделана пристройка, а в ХХI мы самостоятельно построили новый светлый корпус с актовым залом, просторными классами c высокими потолками и актовым залом. Это расширяет возможности, для специалистов психологической и логопедической служб, сценического мастерства, хореографии и других. Значит, дети смогут больше узнать, многому научиться.

   Повод для гордости родных – постоянно обновляющиеся выставки художественных работ наших воспитанников, фото с традиционных праздников. Их пять: День знаний и окончание учебного года, Новый год, встреча осени и весны. Педагоги к каждому мероприятию пишут оригинальный сценарий, ставят спектакли, где родители и дети – главные зрители и участники. Прекрасные костюмы разрабатывает и шьёт мастер своего дела Г.А. Провоторова.

   С момента создания мы сделали ставку не только на подготовку ребенка к школе, но и на укрепление семьи. Ничто так не сближает людей разных поколений, как общие переживания, особенно если они добрые и светлые.


   – Галина Викторовна, вверяя «Диалогу» своих детей, родители в большинстве своем хотят думать, что их ребенок уникальный, суперталантливый. Вы отбираете только таких?

   – В «Диалоге» учатся совершенно разные дети. Чтобы помочь им раскрыть свои таланты, надо понять индивидуальные особенности каждого. А для этого требуется профессиональный взгляд. Поэтому многие родители выбирают не детский сад, не школу, а педагога, учителя, которые сумеют найти к каждому ребенку подход, свой ключик и, что немаловажно, будут с ним более объективными в отличие от мам и пап.

   Желающие обучаться в центре проходят предварительное собеседование. Специалисты определяют все нюансы развития малыша, дают рекомендации родителям по выбору образовательных программ. Малокомплектные группы в 8-10 человек обеспечивают индивидуальный подход к каждому ребенку.

   Тестирование проходит трижды в год. Так педагоги определяют, насколько успешно развивается воспитанник. При необходимости психологи занимаются коррекцией имеющихся у детей проблем. Благодаря своевременной помощи специалистов малыш раскрывает свои творческие и интеллектуальные способности. Поэтому наши выпускники успешно учатся в школах города, в том числе гимназиях и лицеях. Родители не отдадут ребенка в учреждение с красивой вывеской, за которой ничего нет.

   – С какого возраста начинается обу­чение в «Диалоге»?

   – Сегодня в нашем центре несколько уровней образовательных программ: для дошкольников разного возраста, школьников и для взрослых.

   Основной цикл подготовки к школе начинается с 3,5 – 4 лет. Отличается на разных этапах формами преподавания и интенсивностью. К выпуску с дошкольной ступени ребята овладевают основами чтения, письма, счёта, получают элементарные знания по английскому языку. Большое место уделяется музыкальному воспитанию, социализации в обществе, художественной деятельности и др. Программа «Диалога» шире дошкольного образовательного стандарта, и педколлектив этим гордится.

   В группах раннего развития занимаются по 5-6 малышей с 1,5 до 2,5 лет вместе с родителями.

   – Что предлагает «Диалог» школьникам?

   – На базе центра работает языковая школа Smart way для обу­чающихся 1-11 классов, где дети изучают английский, немецкий и французский языки по зарубежным и отечественным учебникам, что обеспечивает их высокий уровень подготовки к ЕГЭ. Кроме того, «Диалог» даёт возможность подготовиться и участвовать в Квалификационном Тестировании Cambridge ESQL по ­английскому языку.

   Впервые в прошлом году «Диалог» стал инициатором проведения регионального турнира по английскому языку. В нем принимали участие 450 детей из школ города и области. Опыт удался. Надеемся повторить его. Победители получат призы и будут иметь льготы при оплате обучения в «Диалоге».

   Взрослым мы предлагаем курсы английского языка для общения.

   – Галина Викторовна, какие новшества ожидают воспитанников в новом учебном году?

   – У нас много планов. Реконструкция старого здания, строительство детского городка, внедрение новых форм работы. Как говорил В.А. Сухомлинский, «дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества». Мы в «Диалоге» каждый день создаем такую атмосферу любви и творчества, чтобы ребята выросли как можно более счастливыми людьми.

   Беседовала Евгения АЛЕКСАНДРОВА
  Журнал «VIP/Взгляд.Информация.Партнерство»
  http://vipvkurske.com/articles/1449/#end 




 

С праздником, целители душ!

Что может психолог? Решить проблемы за другого человека невозможно. Давать советы из своего опыта – не всегда уместно. Тогда почему мы в сложных ситуациях ищем у них помощи?

Наука психология относительно молода. Она образовалась на стыке  астрономии, философии и даже оккультных наук. Первыми представителями «целителей душ» были знахари, колдуны, шаманы. 
Положительный эффект от их таинственных манипуляций возникал в большей степени от силы внушения. Первые попытки развенчать предрассудки и научно обосновать влияние «магии» на людей были предприняты в XVIII веке, а в 1879 году открылась первая психологическая лаборатория в Лейпциге. 
Сегодня общепризнано, что психическое здоровье человека не менее важно, чем физическое. Согласно определению ВОЗ психологическое здоровье – это состояние благополучия человека, при котором он реализует собственный потенциал, справляется с жизненными стрессами, продуктивно и плодотворно работает и приносит пользу обществу. 
В нашей стране психология не нашла еще такого широкого применения, как на Западе, тем не менее специалисты-психологи востребованы в школах и на предприятиях, в офисах и медицинских центрах, в полиции и Вооруженных Силах. Эти люди профессионально помогают снять стресс, избавиться от фобий, выслушать человека и надолго зарядить его позитивом.
– Порой я размышляю: почему стала психологом? – рассказывает педагог-психолог центра творческого развития «Диалог» Ирина Кудло. – Вспоминаю, что еще школьницей вырезала и складывала в коробочку психологические публикации газеты «Семья», а в 10-м классе бурно обсуждала с одноклассниками  книги Дейла Карнеги. Помогать другим людям, сопереживать всегда получалось как-то само собой… В студенческие годы наука психология раскрылась передо мной во всей многогранности, и вот уже 14 лет я работаю практическим психологом, ценю, люблю профессию и горжусь ей. 
Ускоряется темп жизни, растет количество  стрессов, тревог, страхов, становится больше информационных технологий, а вот живого, настоящего, заинтересованного общения, внимания друг к другу, взаимопомощи – значительно меньше. Особенно актуальна детская психология: меняется общество – меняются дети, острыми становятся вопросы воспитания, обучения и развития, а главное – взаимопонимания в семье. 
Психолог в диалоге с человеком профессионально создает для него возможность сформулировать проблемы и найти ресурсы для их самостоятельного решения, по-другому взглянуть на привычные вещи, преодолеть стереотипы, решиться на какие-то изменения, поверить в собственные силы.

Автор: Наталья СКОЛЬЗНЕВА 
Газета «Городские известия» 
http://gikursk.ru/paper/3779/11380/ 





 

Зачем малышу психолог?

Психологическая служба центра творческого развития «Диалог» проводит коррекционные занятия с маленькими курянами, начиная с полуторагодовалого возраста. Какие проблемы могут быть у ребенка и как с ними справиться его родителям? На эти вопросы сегодня отвечает доктор педагогических наук, кандидат психологических наук, профессор кафедры психологии КГУ и по совместительству заместитель директора по учебно-воспитательной работе центра «Диалог» Татьяна АНТОПОЛЬСКАЯ.

 

Несколько поколений советских, а потом и российских детей выросло, не зная, что такое помощь психолога. «Я не псих!» – ответил бы школьник 80-х, предложи ему подобное. Сейчас количество обращений к психологам растет. Это мода или реальная необходимость? – Если в 70-80-е годы дети были акселератами, то есть по психологическому развитию опережали свой возраст, то теперь мы имеем дело с децелерацией, когда четырехлетний ребенок по своему развитию соответствует 3-летнему, а дети, идущие в школу, не справляются с тем, что делали их ровесники даже десять лет назад. Например, если ребенок не говорит в два с половиной года, ему диагностируют задержку речи, а сейчас очень много физически полноценных детей, словарный запас которых и к трем годам состоит из нескольких примитивных слов «мама», «папа», «дай», «би-би». Какими факторами это обусловлено? Во-первых, экология, во-вторых, питание матери в период беременности и лактации, в-третьих, некоторые медицинские препараты, которые она принимала, в-четвертых, образ жизни ребенка – если раньше дети максимально долго воспитывались мамами, то сейчас молодые родители стараются отдать ребенка бабушке, няне или в сад, а сами идут зарабатывать деньги. В результате ребенок в первые три года жизни утрачивает эмоциональный фон и общение, которые ему должна дать мама. Негативную роль играет и раннее пользование гаджетами. Сенсорная игрушка – не конструктор, который надо собирать и тренировать ручки, а ведь на кончиках пальцев находится самое большое количество нервных окончаний, уходящих в речевые центры. Исключив в детстве игровой компонент, мы получаем огромное количество детей с задержанным психологическим развитием, которые, став взрослыми, позднее женятся, позднее делают карьеру, позднее заводят детей. Родители начинают осознавать эту проблему и стараются скорректировать своего ребенка в раннем возрасте. Достаточно сказать, что мы начинали работать с одного психолога и одного логопеда, а сейчас у нас по пять таких специалистов. Дело в том, что многие проблемы у детей комплексные, то есть ребенка приводят с психологической проблемой, а в ходе работы с ним мы выясняем, что есть необходимость подключить психоневролога и дефектолога. – Насколько я знаю, наиболее частые обращения родителей к психологам связаны с такими проблемами, как гиперактивность, агрессивность, тревожность, леворукость и аутоподобные состояния у детей. Расскажите об этом подробнее. Как, например, определить гиперактивность у ребенка, ведь многие малыши живые, подвижные и непоседливые? – Вполне нормально, если ребенок не может усидеть долго за столом, неугомонен перед сном и непослушен в магазине игрушек. Главное отличие активного ребенка от гиперактивного заключается именно в том, что последний излишне подвижен, суетлив, беспорядочно болтает руками и ногами, не способен сконцентрировать внимание на любом, самом интересном предмете, не может выполнять задания, требующие определенного поведения в течение длительного отрезка времени. На него не действуют ни бесконечные просьбы, ни уговоры, ни подкуп. В отличие от его сверстников, даже самых избалованных, у него плохо работает механизм самоконтроля. Гиперактивность – это отклонение от психологической нормы, которое диагностируется уже в возрасте 2,5 лет. Корректировать гиперактивность нужно как можно раньше, во всяком случае – до школы. Если ребенок с гиперактивностью приходит в школу, учителя хватаются за голову. Увидев вокруг себя три десятка благодарных зрителей, этот ученик «зажигает» в течение всего урока, не учится сам и не дает заниматься остальным. Кроме того, у него наблюдаются проблемы с запоминанием и переключением внимания. Если же ребенок скорректирован в дошкольном детстве, и у него выработан такой механизм, как «потерпеть», он может вполне успешно осваивать учебную программу. Надо сказать, что где-то к четвертому классу в 95% случаев гиперактивность уходит сама, но ведь эти четыре года школьнику надо как-то учиться. Компенсаторика наступает, когда психологи на занятиях задействуют механизмы мышления ребенка, говорят ему: «Думай головой. Если ты отвлекся, плохо запомнил, тебе надо научиться мыслить». Гиперактивных необходимо поддерживать медикаментозно. Поэтому мы сотрудничаем с неврологами. В отдельных случаях психолог сталкивается не с отклонением от нормы, а с патологией психики и направляет ребенка к психиатру. Что порекомендовать родителям? Первое – режим дня. Укладывать и поднимать в одно и то же время, спать не менее 10 часов – это необходимые условия для нормализации психического состояния ребенка. Перед сном недопустимы активные игры. Гиперактивного ребенка надо еще и готовить ко сну, периодически напоминая: «Скоро мы пойдем спать» или «Иди чистить зубы, тебе скоро ложиться». К нам пришла одна мама: «У меня очень активный ребенок. Мы до часа в гостях, и он до часа в гостях, а потом дома еще два часа не может успокоиться». Не сами ли вы это провоцируете, перенапрягая ребенка? В обращении с детьми надо быть спокойным, но требовательным: «Мы же договаривались, значит надо это выполнить». Гиперактивному ребенку лучше иметь одного друга. Когда он в большой компании, не все дети его выдерживают, а тем более мамы. – Агрессивность детей, видимо, связана с тем, что большинство популярных компьютерных игр учат убивать. На экране льется кровь, слышатся душераздирающие стоны, а ребенок счастлив, что цель поражена... – Агрессивность детей обуславливается не только просмотром фильмов-боевиков, играми-стрелялками, но и жестокостью родителей. Как ни странно, любое агрессивное поведение по отношению к ребенку порождает ответную агрессию – он выходит на улицу и начинает все крушить, задирать ребят. Различают разные виды агрессии: физическая – ребенок дерется, вербальная – ругается, скрытая – делает гадости исподтишка, ворует. К агрессии можно отнести алкоголизм и наркоманию, при которых происходит разрушение собственной личности. Малыша нельзя ломать, потому что он уже личность. Детям не рекомендованы различные сборища, рынки, душные людные помещения, поскольку они повышают агрессивность. Нужно исключить или ограничить «стрелялки» и просмотр фильмов, вместо этого чаще водите детей на природу – походы, катание на лодке, велосипеде. Это отдых и общение. – Как отличить тревожность, требующую вмешательства психологов, от нормальной тревоги, которую ребенок испытывает перед чтением стихотворения на сцене? – У ребенка диагностируют тревожность, если он практически постоянно чем-то обеспокоен, даже находясь в привычной безопасной ситуации, если он легко расстраивается при малейших неудачах, плохо засыпает и беспокойно спит, робок, не уверен в своих силах. Тревожность как личное качество может быть обусловлена генетически. Тогда с ней надо научиться жить и чем-то ее компенсировать. Тревожность – не всегда плохо. Из тревожных детей вырастают очень ответственные взрослые. Второй вид тревоги появляется под воздействием собственных родителей: мама и папа часто ссорятся, предъявляют противоречивые требования к ребенку, ждут от него нереально высоких результатов, например, чтобы он учился только на «пятерки», или культивируют авторитарный стиль воспитания, когда мнение ребенка не учитывается. Если ребенок меланхолического темперамента, то любой из этих факторов может привести к повышенной тревожности. Как родителям вести себя с тревожным ребенком? Ни в коем случае его нельзя стыдить. Надо учить малыша справляться с тревогой, преодолевать страхи. «У тебя все получится», «У тебя есть все, чтобы с этим справиться», – эти фразы он должен слышать постоянно. Уверенность взрослых в возможностях ребенка будет постепенно приводить к снижению у него тревожности, а родительская похвала даже за незначительные успехи повысит его самооценку. – Левша, начиная со сказа Лескова, ассоциируется с уникальными способностями человека. Неужели детям нужно корректировать леворукость? – В последние 20 лет наблюдается тенденция к увеличению леворуких детей. Их доля в общей массе новорожденных составляет от 5 до 12%. Основная левая рука говорит о превалировании правого полушария. Правополушарные люди – творческие, менее рациональные, более чувствительные и, легко ранимые. Природа, видимо, требует такого направления развития, ей не хватает людей, которые придумывали бы что-то новое. Бороться с леворукостью не надо. Учителя сейчас умеют работать с такими детьми, знают, как их посадить в классе, чтобы свет правильно падал на рабочую зону. Для леворуких существуют специальные прописи. Зачем леворуких малышей приводят к нам в центр? Постановка левой руки должна быть в дошкольном возрасте. В школе это будет сделать намного труднее. – Насколько я знаю, аутизм – это психическое расстройство, в настоящее время неизлечимое. – Мы работаем с аутичными детьми. Это дети замкнутые, отстраненные, боятся контактов. Их состояние похоже на аутизм, но аутизмом не является и, соответственно, поддается корректировке. – Могут ли быть перечисленные вами рекомедации реализованы в детских садах, ведь там профессиональные воспитатели? – Детские сады – порождение революции. Они появились для того, чтобы сделать женщину работницей, и часто это вынужденный шаг для семей, которые не могут позволить для своих детей ничего другого. Чтобы привыкнуть к коллективу, малышу достаточно 3 часов в день, а в остальное время у него должно быть спокойное течение жизни, где есть мама, папа, бабушка, где все любят и заботятся. Испортить психику, когда малыш среди тридцати сверстников, когда у него есть определенные потребности, а он не может их реализовать – нечего делать, поэтому детские сады – не панацея. Да, в семье ребенок немного домашний, но он – любимый. Базой для жизни человека должно быть именно это ощущение, ведь эгоизм и ненависть к людям вырастают на почве недостатка любви в детстве.

 

Автор: Наталья СКОЛЬЗНЕВА
Газета «Городские известия» 

http://gikursk.ru/paper/3727/10081/ 

 
Яндекс.Метрика